shaltay (shaltay) wrote,
shaltay
shaltay

Оценки и младшие школьники.

Очень-очень типичное. Поэтому выношу из сообщества сюда.

В rukids мама второклассницы спрашивает: "Учительница снизила на бал оценку за работу по математике за орфографическую ошибку и + то, что числа в решении задачи на умножение были записаны не в требуемом порядке... Ребенок всё больше грустнеет по отношению к математике из-за регулярно получаемых четверок из-за орфографии и помарок при полностью правильных решениях. Посоветуйте, плиз, как приободрить ребенка, чтоб не падал духом в таких случаях?"
В который раз отвечаю:
- Разъяснять и разъяснять смысл школьной оценки. А также снизить значимость пятерок для ребенка . Ему еще не раз и не два встретятся учителя, у которых критерии выставления оценок будут отличны от того, что сам ребенок считает "правильным". Всех не переделаешь и смысла в том мало. Надо менять свое отношение. Это тоже не быстро, но гораздо выгоднее в перспективе.

Мама комментирует:
- Да, сто раз говорю, что оценки - это фигня и т.п. но ребенок, несмотря на это, продолжает на них реагировать как на свидетельство своей успешности или неуспешности:( пока не знаю даже какую еще мотивацию предлагать, когда взрослая жизнь еще далеко? разговоры про эйнштейновские тройки в школе ее мало утешают.

Отвечаю:
- Не надо такой глобальный масштаб. :) "Фигня" и Эйнштейн с его теорией относительности слишком далеки от нее. :)

Можно попробовать следующее сообщение.

В школу ходят чтобы учиться. Узнавать новое, осваивать умения, учиться понимать разные задачи и соблюдать разные правила. Учиться - это главное. Без ошибок тут не обойтись. Если нет ошибок, если в тетрадке были бы одни пятерки - это значит ты все уже умеешь. Значит ты не учишься. Надо было бы переводить тебя в следующий класс. Ошибки показывают тебе, на что обратить внимание, где надо приложить больше усилий. Ты решила задачу по математике правильно, это хорошо. Но ты так увлеклась решением задачи, что перестала следить за орфографией. И забыла про правила оформления примера. Твоя четверка говорит тебе: Ты молодец, хорошо осваиваешь математику. Но тебе еще надо поработать над тем, чтобы на математике не забывать про русский язык и аккуратнее соблюдать правила.

"Учиться" и "демонстрировать свою успешность" - это разные мотивации. Стоит попытаться донести до ребенка эту разницу.

Стремление быть успешным само по себе неплохо. Но риск в том, что не достигнув успеха сразу возникает соблазн бросить и переключиться на то, в чем уже успешен. А как же тогда расти? ;)

Занавес.

Из опыта - такой подход, если настойчиво проводится в жизнь, дает очень хорошие результаты. Повышает разом и учебную мотивацию и стрессустойчивость.

Меня, правда, не перестает поражать количество взрослых, которые отучившись в школе, потом, обычно, в ВУЗе, так и не смогли осмыслить и найти для себя конструктивный подход к оценкам. Так и тянется через всю жизнь это болезненное восприятие: "Мне поставили ниже, чем я ожидал? Дураки и сволочи, потому что!" или более политкорректное выражение того же самого: "Все оценки - полная фигня!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments