shaltay (shaltay) wrote,
shaltay
shaltay

Categories:

А вот что я читала... Социально-педагогический эксперимент. Любутка-Монино.

Вот с этого поста в ЖЖ rotwain Лилькин день рождения меня заинтересовал проект Любутка/Монино. Сегодняшним его участникам посвящено сообщество ru_monino.

Раньше руки не доходили вчитаться толком, но посленовогодние каникулы способствовали. Начала и не могу пока оторваться. Не думаю, что многим из френдов будет любопытно вникать во все это, но все же делюсь нарытым. А вдруг тоже заинтересует?

В основе всего автор. И проекта, и книги. Елена (Алена) Арманд. Книга вот такая.
Е. Д. Арманд. О Господи, о Боже мой!
(Педагогическая трагедия).

Аннотация: "Документальное повествование Елены Арманд не укладывается в жанровые рамки: роман? мемуары? Скорее, исповедь. В 1989 году в одной из деревень Тверской области ее был основан негосударственный реабилитационный центр для сирот и инвалидов – «остров спасения» Любутка. Пятнадцать лет работы осмыслены как педагогическая трагедия: талантливые дети преврати-лись в обыкновенных обывателей, а учитель сделался одинок. Опыт Арманд представляет собой не только документальную, но и художественную ценность, а ее судьба – уникальный пример подвижничества. В дневниковых записях автора, в письмах и сочинениях подростков ярко запечатлено состояние общественного сознания конца 1980-х–1990-х годов.

Книга обращена к каждому из нас.

В оформлении использован эскиз Франчески Ярбусовой к неснятому эпизоду анимационного фильма Юрия Норштейна «Сказка сказок» («Похороны птицы». 1979, 1999)"
В продаже есть в И-нет-магазинах или в Доме Книги на Лубянке. Книжка выглядит вот так.

Отрывки из книги, которые публиковались до ее выхода: тут, тут.

Книга написана так, что возникает острое желание послушать и других участников истории. И соотнести свой взгляд со взглядами других сторонних наблюдателей. Поэтому копаем дальше и находим...

Из "Русского журнала". Одна из лучших, на мой взгляд, рецензий на книгу Е.Арманд, которая, однако, аккуратно обходит все острые углы. Автору рецензии, видимо, не нравятся трагедии.

Хотя книга и реальное положение дел сегодняшней общины в Монино говорят иное, сама Елена еще рассказывает, что думает о возвращении в Любутку. "...По стенам клуба развешаны картины — необычные, притягивающие взгляд акварели. Тщетно пыталась угадать художника. Оказалось, это дети… Из интерната для психически больных. Пожилая женщина с тихим голосом, вся в морщинах, — это Елена Арманд, которая в 82-м году продала московскую квартиру и уехала в Тверскую глушь, где вскоре и основала этот интернат — “Любутка”. 18 лет она прожила там… и скоро собирается туда вернуться. Об этих 18 годах ее книга — “О Господи, о Боже ты мой”."

О жизни Елены Арманд "после Любутки". Опекунство Гриши. Любопытно, что эта статья в МК по тону и стилю сильно перекликается с книгой Арманд, хотя на момент написания статьи книга еще не вышла, публиковались только отрывки. Только конец статьи куда более оптимистичен, чем у книги. Впрочем по иным источникам, поводы для оптимизма были. На данный момент Грише дали российское гражданство.

Статья Арманд, когда она еще работала в Любутке и искала источники финансирования:

Взгляд журналиста, приезжавшего в общину в те времена. "Домовой", 1997, статья Федора Павлова-Андреевича. Статья под названием "Идиоты".

Жизнь Любутки/Монина в эпоху после Алены. Фотографии, Отчеты и открытые письма. Большого оптимизма на дальнюю перспективу не внушает. Но и той трагедией, которой пропитана последняя часть книги Арманд, не пахнет.

Реакции на книгу, имеющих отношение к.

"В обществе «Любутка» у руля неизменно была Елена Арманд, которую «свои» назвали Алёной (или тётей Алёной). Рулить приходилось несколькими бывшими интернатскими и хозяйством, а также нужно было время от времени принимать всяческие решения, в том числе и судьбоносные, например, взять ли еще кого жить в Любутку из интерната. При Алёне, бывших интернатских и хозяйстве неизменно была Маша. Это описано в одиозной книге Алёны «О господи, о боже мой!». Действительно, Маша была всегда. Остальные появлялись и исчезали. Я и был в числе этих остальных...
... я прошу читать работу осторожно, стараясь заинтересоваться возможностью истинного решения педагогических проблем в нашей стране (да и во всём мире), читать людям, купившим её в магазине не из праздного интереса и не за красивую обложку и звучные фамилии в аннотации. ...В опредённый момент (в конце девяностых годов) немногочисленная монинская община, собственно и составлявшая всё общество «Любутка», раскололось явно на две части: машину и алёнину. Большинство околомонинских участников (но не все), к каким относились на тот момент московская молодёжь, неведывавшаяся в Монино регулярно, немецкие друзья и, возможно, некоторые скромные спонсоры, более или менее явно заняли сторону Маши и ее семьи. Таким образом монинская община, фактически со второй половины 90-х годов переставшая быть обществом «Любутка», является в известной степени наследником общества. Об активности Алёны в каких-либо организационных направлениях сейчас мне ничего неизвестно. Из распавшейся так или иначе Любутки мы хотели бы возродить много доброго, что в ней было, и, насколько это возможно, сделать правильные выводы, извлечь максимум опыта из дурного, неудачного, нелепого, но не лишённого света прошлого. Хочется верить, что всё, что осталось от проекта, не умрёт, но станет чем-то другим, лучше того, что было. Сергей Злочевский"

Монинский эксперимент был по-настоящему жестоким экспериментом над людьми, и, как мне представляется, это понимали многие умные люди с самого начала. Почему же они вовремя не вмешались и не остановили, где же их совесть, на самом деле?

тут.

Совсем другой отзыв: "...Вовращаясь к теме благодарности Алёне, я хочу поставить под вопрос адекватность благодарности за сам факт существования Любутки. Должны ли дети быть благодарны родителям за своё детство? Ответить на вопрос в такой формулировке просто нельзя. Если родители сделали многое для адекватного развития своего ребёнка, маленький человек был всегда обласкан, сыт, одет и зачищён от ненужных опасностей внешнего мира, то, наверное, да. Если же родители видели в своих потомках только продолжателей своего рода (своего дела, своего образа жизни – нужное подчеркнуть) и заставляли каждый день играть на фо-но, заниматься математикой или играть в футбол/теннис, тем самым коверкая психику и отнимая лучшие годы ради своих несбывшихся амбиций – то за что, позвольте, тут следует быть благодарным? Родители решали свои проблемы и заслуживают порицания, а в лучшем случае – прощения... Монинский эксперимент был по-настоящему жестоким экспериментом над людьми, и, как мне представляется, это понимали многие умные люди с самого начала. Почему же они вовремя не вмешались и не остановили, где же их совесть, на самом деле?..." Отзыв целиком тут.

lolique поделилась еще одной дивной ссылкой. Спасибо ей за это! Вот тут выложены мемуары Давида Арманд, отца Елены, в которых, в числе прочего, рассказана история деятельности его матери и ее бабушки - тоже педагога-новатора, работающего с сиротами и трудными детьми.

Свои собственные мысли на тему всего прочитанного я пока думаю. Но если кому будет любопытно - можем поговорить.
Subscribe

  • (no subject)

    Лежу на диване, продумываю виш-лист Мирозданию на следующий год. Наименее личное, но немаловажное. Очень сильно надеюсь, что в следующем году…

  • "Пятничный "я" сильно отличаюсь от понедельничного" (с)

    Оглянувшись на ЖЖ вижу, что тот "я", который писал ЖЖ, совсем нет тот, что ведет сейчас ФБ или Инстаграмм. "Я" из ЖЖ социальнее, оптимистичнее и с…

  • Проба пера

    /Ух, ты! и ЖЖ еще не исчез и пароль работает/ Свершилось: дочь моя Ева спросила, где именно я много лет делала записи про себя и своих детей, когда…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments

  • (no subject)

    Лежу на диване, продумываю виш-лист Мирозданию на следующий год. Наименее личное, но немаловажное. Очень сильно надеюсь, что в следующем году…

  • "Пятничный "я" сильно отличаюсь от понедельничного" (с)

    Оглянувшись на ЖЖ вижу, что тот "я", который писал ЖЖ, совсем нет тот, что ведет сейчас ФБ или Инстаграмм. "Я" из ЖЖ социальнее, оптимистичнее и с…

  • Проба пера

    /Ух, ты! и ЖЖ еще не исчез и пароль работает/ Свершилось: дочь моя Ева спросила, где именно я много лет делала записи про себя и своих детей, когда…